Чем полезна художественная литература

Сентябрь 17, 2012 | Эффективность и навыки успеха

В последнее время, плотно подсел на художественную литературу. Давно не читал книг на нехудожественную тему. Хотя, надо признаться, были определенные попытки, но дочитать до конца того же Ричарда Флориду я не смог. Просто я не привык читать что-то через силу. Если книга не дается, то лучше не мучить себя, а отложить ее до лучших времен.

До недавнего времени у меня было достаточно скептичное отношение к художественной литературе. Я считал, что читать художественную литературу бессмысленно, потому что в ней мало практической пользы. Как оказалось, я глубоко заблуждался. И я рад, что изменил свою позицию.

Да, действительно. В художественной литературе не будет расписано как у Кови, Павлины или еще кого-то, про то, как улучшить свою жизнь, сделать ее более продуктивной, эффективной и насыщенной. На поверхности не плавают готовые идеи. И вот тут начинается самое интересное. Суть в том, что поиск этих идей заставляет глубже мыслить. Мы не просто читаем и оцениваем текст, но и анализируем его в уме, создаем в своем воображении собственные уникальные образы, которые ассоциируются у нас с прочитанным. Это развивает ум и воображение. В то же время, это дает возможность лучше понять себя.

Ведь, зачастую, художественная литература более приближена к реальности, чем нехудожественная. Я не говорю сейчас о фантастике, утопиях или антиутопиях. Я говорю о простых романах. Например, «Крестный отец» Марио Пьюзо. Да, быть может я не бандит, но это не значит, что я не смог найти для себя что-то полезного в этой книге. Ведь дело не в том, кто я. А в том, что в большинстве своем, идеи просты, гениальны и универсальны. Они могут содержаться как в художественной книге и лежать в «глубине», а могут и быть на «поверхности» в прикладной литературе. Просто необходимо совмещать два этих подхода.

Еще один интересный момент. В прикладных книгах, чаще всего, повествование ведется сухо, односложно, без эмоций (хотя и не всегда). В них нет сюжета, нет атмосферы, а значит, нет эмоционального катализатора. Вы можете прочитать несколько глав такой книги (или всю книгу целиком) спокойно, без крайних эмоций. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет лучше концентрироваться на прочитанном. Но, эмоциональное переживание, нередко, улучшает наше понимание. Так как, кроме того, чтобы просто читать, «потреблять» страницы текста, мы прокручиваем повествование в собственной голове в виде некоего фильма с участием наших образов.

Итак, между художественной и нехудожественной литературой нельзя ставить «или». Это не тот случай. Здесь только «и», «и» и еще раз «и». Кстати, какие художественные и прикладные книги посоветуете почитать вы?

(via)