Метод шести шляп (6 шляп мышления)

Ноябрь 22, 2012 | Эффективность и навыки успеха

Хорошо зарекомендовавший себя метод организации мышления. Еще он называется «Метод Эдварда де Боно» по имени автора, предложившего его для генерации новых идей и управления мышлением при коллективном обсуждении и в индивидуальной работе.

Метод основан на том, что участники (или один человек) рассматривают вопрос, поочередно примеряя на себе определенную роль или шляпу.

Обсуждение начинается с надевания белой шляпы, после чего следует  шляпа критика.

При коллективном обсуждении каждый участник может играть свою индивидуальную роль (надеть отличающуюся от других шляпу), либо в процессе обсуждения участники вместе надевают шляпу одного цвета.

Первый вариант рекомендуется организовывать таким образом, чтобы соответствующие шляпы доставались тем участникам, которые максимально им не соответствуют в обычной жизни. Т.е. не давайте черную шляпу тому, кто и так постоянно все критикует, а самого креативного не одевайте в зеленую. Так вы не только сможете получить новые идеи, но и поможете участникам раскрыть свой потенциал.

Обладатель синей шляпы – модератор всего процесса. В самом начале он определяет цели, в ходе обсуждения контролирует процесс, чтобы тот не отходил от заданной темы и не превращался в балаган. В завершении он подводит итоги, фиксирует результаты и, если это требуется, решает, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.


Достоинства метода 6 шляп:

  • Значительное количество разноплановых идей. Вопрос подробно разбирается с различных позиций и точек зрения.
  • Участники обсуждения не испытывают дискомфорта, высказывая свои точки зрения, которые существенно отличаются от мнения окружающих. Участник как бы говорит не от своего лица, а от имени шляпы определенного цвета (либо очередной роли).
  • Рост эффективности собраний, обсуждений, совещаний. Метод упрощает поиск совместного решения, а также позволяет активно привлекать в обсуждение обычно отмалчивающихся участников.
  • Делает процесс обсуждения ярким, интересным и продуктивным.

6 шляп и ролей:

Белая шляпа. Ученый.

Акцент на изложении фактов.

Черная шляпа. Критик.

Акцент на критическое восприятие.

Желтая шляпа. Оптимист.

Акцент на плюсах.

Красная шляпа. Художник.

Акцент на интуицию и чувства. Никаких обоснований своих эмоций.

Зеленая шляпа. Креативщик.

Акцент на нетрадиционных и провокационных решениях.

Синяя шляпа. Руководитель.

Координирует работу, собирает результаты, организовывает, регламентирует. Подводит итоги.

Метод шести шляп прекрасно помогает в поиске решений возникающих проблем и задач. Кроме того он хорошо зарекомендовал себя в ситуациях, когда неясно, с чего начинать решение вопроса и в случае новой, нестандартной ситуации.

По материалам тренинга «Низкозатратный маркетинг. 55 инструментов для повышения продаж».