Прекратите убивать своих детей

Декабрь 10, 2014 | Эффективность и навыки успеха

Прекратите убивать своих детей.
(статья 17-летнего парня)

Написал я этот заголовок и задумался: а кто эту статью читать будет? Те, кто согласен с тем, что там написано? Ну так они ничего нового не узнают. И все же я надеюсь, что кто-нибудь, кто пока что не согласен со мной, изменит свою точку зрения, прочитав эту статью. Да, это даже не статья, а что-то вроде крика: “Люди, ну что вы делаете! Остановитесь”

Начало:

Принуждение убивает интерес. К этому простому выводу мог бы прийти, наверное, каждый, но, несмотря на это, миллионы родителей, бабушек и дедушек заставляют своих детей ходить в школу, делать уроки, читать книги, а потом еще и идти в музыкальную школу или на кружок рисования, а потом каждый день с 6ти до 9ти заниматься с репетирами по английскому, физике и алгебре. Знакомо?

У 9 из 10 детей, которых заставляли ходит в музыкальную школу, появляется специфическое отношение к музыке, а именно отвращение. Я серьезно: эти дети ненавидят играть на инструментах. Точно так же ненавидят рисовать выпускники художественных школ. Вот ты будешь в школе, вот спроси детей, закончивших художку: любят ли они рисовать. Уверен, что ты услышишь что-нибудь типа “Я ненавижу рисовать!”.Уверен, потому что спрашивал. Точно так же человек, которого заставляют учить физику, никогда ей не заинтересуется, как и не заинтересуется географией или биологией. Думаю, что если бы детей заставляли слушать музыку, то они и это бы ненавидели. И вот ты наверняка любишь что-нибудь делать: погулять иногда, или почитать книгу, ну хоть что-нибудь нравится,верно? Так вот представь себе, что ты вынужден гулять каждый день с восьми до десяти, а читать книгу – с часа до двух, причем независимо от того, хочешь ты этого или нет. А если ты отказываешься, то на тебя кричат, угрожают и силой выталкивают на улицу или сажают за книгу. Представил? Так вот то же самое взрослые делают с детьми.

А человек без интересов не получает удовольствие от жизни, он постоянно испытывает скуку. Но помимо этого принуждение приносит еще вред: чем больше ты решаешь за ребенка, чем больше ты его заставляешь, тем более инфантильным он становится. Послушным пассивным инфантильным овощем.Такой человек не сможет получать удовольствие от жизни, жить счастливо, он будет вынужден всю жизнь подчиняться – начальнику, жене, родителям, детям, ведь он никогда не принимал сам решения и сейчас любые мысли о необходимости самому решать ввергают его в ужас. Как это – САМОМУ?

Успешной его карьера тоже не будет – кому какая разница, что он знает наизусть учебники и что у него золотая медаль? Успеха добиваются активные решительные люди, которых не страшно поставить на руководящую должность, а застенчивые “ботаники” всю жизнь будут в подчиненных.

Таким образом, каждый раз, когда ты заставляешь ребенка делать что-то против своей воли, ты не только не помогаешь ему быть успешным в будущем, но и препятствуешь этому. Удивительно, правда? Чем больше родители делают что-то “во благо”, тем меньше этого самого блага получит ребенок.

Многие считают, что если детей ничему не учить, то сами они никогда не заинтересуются, да и вообще вырастут преступниками, мерзкими личностями. Это не так. Во-первых вспомните детей, которые еще не пошли в школу: пяти-, шестилеток. Очень многие из них любознательные – читают книги,энциклопедии, задают вопросы, любят играть. К концу первого класса их любознательность пропадает напрочь, но об этом позже. Во-вторых, если человек чем-то заинтересуется, то он за пару лет узнает больше, чем узнают дети за 10лет школьного образования, и если ему для реализации своих интересов потребуются знания из других областей – то он легко их получит. Сам,добровольно. В-третьих, в мире есть экспериментальные школы, в которых детей не заставляют учиться. Например: Школа Саммерхилл (Summerhill school) в Англии. В ней ребенок может делать что хочет, может не ходит на уроки, если емуэтого не хочется. По сути он может за всю жизнь не побывать ни на одном уроке.И все же выпускники этой школы добиваются успеха в жизни, занимаются тем, чтоим интересно, многие идут учиться в колледжи. А в самой школе необычная дружелюбная атмосфера. Об этой школе ты можешь прочитать в книге Александра Нилла “Саммерхилл – воспитание свободой”, в ней также есть отчеты комиссии по образованию. Если тебе не безразлична жизнь твоих детей – то обязательно полистай эту книгу.

О себе:

Я очень любил читать энциклопедии, книги в детском саду. Я был скорее активным, неусидчивым ребенком, которому не сиделось на месте, но все же я любил почитать про динозавров, например. Я отчетливо помню,как в детском саду мне нравились энциклопедии, а в конце первого класса – нет.Эти книги просто стали безразличны, как любые другие. Тогда же, когда мне было7 лет и я учился в первом классе – родители говорили мне “Ты должен читать книги !”, “Лучше бы книжку какую-нибудь почитал”, и к этому еще добавлялось давление учителей в школе, и страх наказаний. В следующий раз желание почитать книгу появилось в 15 лет! Подумай только, на 8 лет из моей жизни исчезли книги,и все из-за того, что меня пытались заставить читать. А у скольких детей желание читать не вернулось? К счастью меня не заставляли ходить в музыкальную школу и я в нее не ходил. Зато сейчас я с удовольствием играю на фортепиано и получаю от этого большое удовольствие. Да, я никогда не стану профессиональным музыкантом, даже больше – я никогда не сыграю что-нибудь сложное и ни на кого не произведу впечатление своей техникой игры, но какое мне до этого дело, если я могу сесть за ф-но и получать удовольствие от игры?Мне совсем не хочется ни побед на конкурсах, ни восторженных слушателей, ни грамот на стене. То же самое со спортом – меня никогда не заставляли ходить в какую-нибудь секцию. И я попробовал кучу всяких занятий : шахматы, танцы,футбол, баскетбол, фехтование, теннис и т.д. – и сейчас мне многое из этого нравится и у меня нет такого стойкого отвращения, которое бывает у спортсменов,когда они жалующимся голосом говорят “опять сегодня бегать на тренировке :( ”.

Так что же делать?

Сегодня, по закону, каждый ребенок должен получать образование. Но это необязательно должно быть школьное образования. Одна из возможных альтернатив – экстернат. Ребенок раз в год сдает экзамен по нескольким обязательным предметам. Да, конечно, необходимо сдавать эти экзамены– эта та цена, которую приходится платить за свободу. Но то время, которое требуется на подготовку, в десятки раз меньше, чем тратится на учебу в школе.Спроси ребенка – хотел бы он так жить? И ведь он не будет изолирован от общества – он так же будет общаться с товарищами, он даже может ходить в школу,когда хочет, скажем на те уроки, которые ему интересны, где преподает интересный учитель. Я бы так хотел, но на эту тему, к сожалению, задумался только в конце 11-го класса. Если в будущем твой ребенок захочет пойти в ВУЗ, то такое обучение никак не помешает. Сейчас при поступлении аттестат и итоговые оценки вообще никак не важны, а важны результаты экзаменов. А к ним легко и без школы готовиться. Кстати, эти самые экзамены не имеют ничего общего со школьным образованием. Фактически в 11-ом классе начинают преподавать совсем по другому– учат решать и писать по шаблону. Никакого творчества.

По закону – никто не имеет права отказывать тебе в таком обучении, как и не имеет права отказать школа в приеме экзаменов.

Еще ты можешь попытаться содействовать своему ребенку. Спроси его – что ему интересно, купи ему велосипед, если он попросит, или мячик, или своди в аквапарк, когда он сам этого захочет, и ты станешь для него лучшим родителем на свете. Постарайся прекратить его заставлять делать то, что ему не хочется. Вот подойди к нему и скажи, что с этого момента он может не делать домашнее задание, если ему не хочется, и когда тебя вызовут в школу – ты не ругай ребенка, а встань на его сторону, скажи, что он имеет право не делать домашнее задание, и что никто не имеет права на него кричать из-за этого.Сейчас у меня в голове мелькает такая картина: приходит мальчик домой и говорит “Пап, у меня сегодня двойка по математике”, а отец ему “Черт с ней. Пошли мячик попинаем?”. Что-то из области фантастики и несбывшихся детских надежд. Но ведь никогда не поздно это изменить, верно?