Три иллюзии, которые заставляют нас страдать

Декабрь 27, 2017 | Эффективность и навыки успеха

Согласно буддийской психологии, к ментальным страданиям, которые на языке сутт называются «дукха», а в западной психологии – невротические состояния и психозы, приводит неведение или иллюзия. Эта иллюзия происходит из того, что в силу определенных ограничений нашего ума, мы не видим реальность своей жизни такой, какой она является на самом деле. Действуя в состоянии неведения, мы совершаем множество ошибок, наши планы постоянно рушатся, мы не получаем желаемого и в итоге страдаем от того, что все-таки удалось получить. Буддизм говорит о трех фундаментальных характеристиках бытия, которые мы не видим, находясь в состоянии неведения:

1. Анатман (Нет Я) – это свойство реальности заключается в том, что у всего в этом мире отсутствует сущность. Когда мы смотрим на дерево, то наш ум воспринимает его как целый и неделимый объект, обладающий сущностью дерева и в этом кроется ошибка. На самом деле, дерево состоит из множества отдельных процессов и частей: вращения атомов, процессов фотосинтеза, движения сока, всасывания питательных веществ из почвы, листьев, ветвей, корней, ствола, коры – этот список можно продолжать практически бесконечно. К тому же, дерево не существует отдельно от почвы, солнца, кислорода и даже движения планет солнечной системы. Если мы разделим дерево на составляющие его элементы, то его просто не останется. Согласно буддийской философии, дерево – это слово, которым мы называем множество процессов и частей, которые сами состоят из других процессов и частей.
2. Анитья (Непостоянство) означает, что в этом мире нет ничего постоянного и неизменного; каждое мгновение, вся окружающая реальность претерпевает изменения. Мы наблюдаем явления, но не понимая их сущности, считаем их чем-то неизменным. Нам очень хочется, чтобы состояния счастья, влюбленности и удовлетворенности были вечными, но это невозможно – они зависят от множества факторов, которые непрерывно появляются и исчезают. Смена времен года, течение дня и ночи, изменения нашего настроения в течении дня и даже одной минуты – всё это прекрасные иллюстрации принципа непостоянства.
3. Дукха (Страдание) является одним из самых неприятных качеств бытия. С точки зрения буддизма, существование подразумевает страдание и неудовлетворительность. Этот принцип во многом вытекает из первых двух и означает простой факт того, что всё в этом мире подвержено изменениям и неполноценно само в себе. Даже то, что человеческом мире принято считать счастьем, а именно удовлетворение желаний, в конечном итоге означает страдание. Желание – это вид страдания или тонкой ментальной боли. Чем сильнее желание, тем больший дискомфорт оно вызывает в психике и теле. Если мы получаем желаемое, то дискомфорт исчезает и мы испытываем чувство приятного облегчения. Чем больший дискомфорт мы испытывали, тем большее облегчение наступает, когда желание удовлетворено. Но в силу непостоянства, черз короткое время у нас появляется новое желание. Мир устроен так, что человек не может быть вечно сыт и удовлетворен, как и другие живые существа. Духка или страдание – это движущая сила всего мироздания, которая заставляет нас хотеть и совершать действия. Мы словно хотим пить, но пьем соленую воду или пытаемся затушить огонь, подбрасывая в него дров.

Иллюзия или неведение означает, что мы принимаем за существующее то, чего в реальности не существует; видим непостоянное и меняющееся, как неизменное и вечное; в источнике страданий, мы ищем счастья. Неведение создает три вида жажды (тришна), которая заставляет нас страдать. Во-первых, мы хотим чувственных удовольствий (кама-тришна), но путь к ним пролегает через страдания и сами они в конечном итоге неудовлетворительны. Во-вторых, когда мы испытываем нечто приятное, у нас возникает цепляние к этой вещи или состоянию, мы хотим его продлить, что вызывает страх потери и страдание, когда нам приходится с этим расстаться (бхава-тришна). В-третьих, когда мы испытываем нечто неприятное или в нас появляется желание, мы страдаем от того, что хотим изменить настоящий момент, добавить нечто или что-то убрать (вибхава-тришна).

Когда человек, путем практики созерцания реальности, отчетливо видит анатман, анитью и дукху, то объекты жажды перестают быть привлекательными или пугающими. Он видит их такими, какие они есть на самом деле: просто феномены, немеющие собственного существования, непостоянные и неудовлетворительные. В практике прозрения открывается совершенно иная перспектива отношения к жизни, свободная от неведения, алчности, ненависти, порождаемых влечением или отвращением к вещам, людям или состояниям. Существование перестает быть погоней за удовольствием, мы больше не ждем от мира и людей того, чего они не могут нам дать. Соответственно, исчезает основная причина неврозов и депрессий – длительная психоэмоциональная нагрузка, вечный комок напряжения в груди, который мы привыкли считать собой, развязывается; нарушенное равновесие наших психических сил восстанавливается, освобождая нас от внутренних оков.