Вегетарианство и ведическая культура

Август 18, 2012 | Философия и духовное развитие

Ведические писания утверждают, что принцип ахимсы (ненасилия) является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в «Ману-самхите», древнем своде законов Индии, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Ману-самхиты» дается совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса».

В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи».

Все живые существа наделены душой. В «Бхагавад-гите» говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной.

Как объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (5.18), тот, кто понимает, что все живые существа равны между собой, достиг духовного совершенства: «Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и блогавоспитанного брахмана (священнослужителя), корову, слона, собаку и собакоеда». Там же Кришна формулирует принцип духовного вегетарианства и призывает нас следовать ему: «Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение» (Б.-г. 9.26).

Ведические писания недвусмысленно призывают к отказу от мясной пищи. В «Махабхарате», к примеру, великий воин Бхишма объясняет Юдхиштхире, старшему из царевичей Пандавов, что мясо животных — то же самое, что плоть собственных детей человека.

Упомянутая выше «Махабхарата» обычно ассоциируется с другой эпической поэмой, «Рамаяной». Эти два текста считаются величайшими литературными произведениями Востока и оба они содержат доводы в пользу вегетарианства. «Рамаяна» говорит нам, что духовно возвышенные люди избегают мясной пищи и вообще стремятся избежать насилия в любом его проявления.

В комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Все живые существа должны отбыть определенный срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого живого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведенный для пребывания в определенном теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности». Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка.

Еще в одном ведическом тексте приводятся слова одного из великих царей эпохи Вед, Махараджи Парикшита, сказавшего: «только убийца животных не может внять посланию Великой Истины». Таким образом, Веды сообщают нам: чтобы достичь духовной мудрости, нужно начать с вегетарианства. Нижеследующие цитаты — лишь малая часть ведических высказываний против мясоедения:

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий — ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ» («Яджур Веда», 12.32).

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями» («Атхарва Веда», 17.1.4).

«Лишь те благородные души, что усердны в медитации и других науках йоги, что оберегают всех животных и заботятся обо всех существах, лишь они ответственно относятся к духовному совершенствованию» («Атхарва Веда», 19.48.5).

«Избегая убийства живых существ, мы готовим себя к спасению» («Ману-самхиты», 6.60).

«Покупающий мясо творит химсу (насилие) своим богатством; тот, кто ест мясо, творит зло, наслаждаясь его вкусом; мясник творит химсу, связывая животное и убивая его. Итак, есть три вида убийства. Тот, кто приносит мясо или посылает за ним, тот, кто расчленяет тело животного, и тот, кто покупает, продает или готовит мясо и ест его,— все они должны считаться пожирателями мяса» («Махабхарата», Ану. 115:40).

«Тот, кто желает укрепить собственную плоть, поедая плоть других существ, влачит жалкое существование, в каком бы облике он ни воплотился» («Махабхарата», Ану. 115:47).